02:21

Forgive me Father for I have sinned
Мысли-мысли...

---------
Как-то не так давно я наткнулась на статью одного русского психолога; там она писала, почему русские так агрессивны. К сожалению, я не могу найти ссылку на эту статью, но она точно есть где-то на страницах моего дневника. Грубо говоря и очень обобщая, речь идет о том, что выход негативных эмоций у нас распределяется не по горизонтали, а по вертикали. То есть, рядовой служащий не осмелится критиковать своего босса (горизонталь), да и не сможет, даже легальным способом, ибо суды уже давно все прогнившие. Поэтому накопившаяся агрессия срывается на более слабом (вертикаль, сверху вниз).

Буквально пару недель назад я об этом снова прочитала в книге "Peoplewatching" от Desmond Morris. Там он пишет, что это вообще наша натура - так называемый "перенос действий". После отвратительного дня на работе муж приходит домой и срывает накопившуюся агрессию, которую не смог выплеснуть на своего шефа, на более слабых. По словам Морриса, основная причина избиения жен и детей, или издевательств над животными, это как раз именно этот самый перенос действий. Он пишет "Агрессия, как кровь, течет сверху вниз, и обрывается в заводи, в самом низу склона превосходства нашего общества".

Вчера я была в заповеднике зубров, и наблюдала такую картину: глава стада боднул в сторону одну из самок, подальше от места кормешки, а она, отбежав в сторону, тут же боднула проходящего мимо подрастающего теленка.

Может быть, этот "перенос" агрессии присущ все-таки не только людям, но и вообще всему живому?... Слабое утешение для нашей отвратительной породы, но все же.

--------
Опять же после прочтения той же книги, подумалось о том, как часто мы путаем слово "страх" со словом "ненависть". Я нередко встречала и в книгах, и на просторах интернета, и слушая других людей выражения типа "Я ненавижу змей" или "Я ненавижу собак". Немногие признаются сами себе и говорят, что они боятся тех же самых змей или собак. Что это? Страх показать себя слабым? Нежелание показать себя уязвимым? В моем понимании, ненависть - это очень сильное слово и чувство, и я не понимаю их до конца, потому что никогда никого и ничего не ненавидела. Я могу использовать это слово в контексте типа "Я ненавижу русскую попсу", но это скорее тот самый оборот, который невозможно воспринимать буквально.
Я осознаю, что можно ненавидеть конкретного человека за то, что он, скажем, убил кого-то тебе близкого. Но как можно ненавидеть абстрактно?

---------
А теперь о смертной казни. читать дальше

@темы: 2013, думку думаю, Для размышления

Комментарии
30.12.2013 в 01:08

Abwarten und Tee trinken
"Я ненавижу змей" или "Я ненавижу собак". Немногие признаются сами себе и говорят, что они боятся тех же самых змей или собак. Что это?
Взрослым вообще трудно признаться, что они чего-то боятся. Это у детей с выражением страха проблем нет, а из взрослых клещами не вытащишь. Сама недавно только осознала, что боюсь некоторых врачей. К одному три раза брала талон и не доходила. На четвертый дошла. :gigi:
30.12.2013 в 03:00

Forgive me Father for I have sinned
Зернова, Насчет детей, кстати, сложно сказать. В книге, при чтении которой у меня появилась эта мысль, разбирался рейтинг top 10 animal hates среди детей и почему они их "ненавидят". Хотя там не указывалось, как именно формулировался вопрос детям, поэтому вопрос остается открытым) но ты права, что, в принципе, у детей особых проблем с выражением страха нет.
30.12.2013 в 09:55

my_lost_nebula, что-то странно мне от мысли, что русские более агрессивны. Но даже если это так, то объяснение не выдерживает критики.
30.12.2013 в 15:50

Forgive me Father for I have sinned
Cseaz, Ну дык это потому, что я многостраничную статью попыталась всунуть в одно предложение. На самом деле статья очень хорошая. Могу как-нить попытаться найти на досуге, если тебе интересно ее почитать.
30.12.2013 в 16:33

my_lost_nebula, не, идею я поняла. Просто интересно, сравнивал ли он русских с другими национальностями...
30.12.2013 в 16:41

Forgive me Father for I have sinned
Cseaz, Не, насколько я помню, не сравнивала (это женщина была). Она брала в ретроспективе, кажется; т.е. протянула нить от недалекого прошлого к настоящему.
И кстати, я ее даже ради собственного любопытства нашла (далеко ходить не пришлось:gigi: ) и оказалось, я слегка переврала)) там в заголовке не про агрессивность, а про злость, типа, почему русские такие злые. Хотя все один черт.
30.12.2013 в 18:53

my_lost_nebula, ты согласна с ней, в принципе?
30.12.2013 в 22:26

Forgive me Father for I have sinned
Cseaz, отчасти - да, отчасти - нет. Я не считаю, что русские именно злые, но какие-то угрюмые - да. Кого ни встречу на Родине, почти у всех какая-то тоска и печаль в глазах. Лично я считаю, что уровень агрессии во всем мире возрос, поэтому выделять только Россию - это как-то не очень. Но статья мне очень понравилась именно тем, что многие мелочи и аспекты нашей жизни в России очень верно подмечены и умело объяснены.
30.12.2013 в 22:34

my_lost_nebula, да, про угрюмость и неприветливость многие пишут.
30.12.2013 в 23:18

Abwarten und Tee trinken
Да норм у нас с приветливостью и угрюмостью. Во-первых, улыбка у русских до сих пор остается "для своих", хотя в бутиках и частных клиниках теперь клиентов чуть ли не по имени отчеству величают. А если тебе ни с того, ни с сего на улице улыбается незнакомый человек, поступает сигнал, что ему от тебя что-то надо.
"Угрюмы" русские (угрюмы в кавычках, потому что так оно с точки зрения западной культуры), потому что этого требует инстинкт самосохранения. (Вроде были на эту тему исследования.) Если два представителя западной культуры застрянут в лифте, они, по меньшей мере, поздороваются друг с другом. Передадут сигналы "я тебе знаком, я не опасен". У русских чаще всего наоборот. "Я тебя не вижу, значит, никакой опасности не представляю".
31.12.2013 в 00:59

Зернова, да я-то знаю, но как раз представители западной культуры этого не понимают (как и мы их во многом не можем понять).
31.12.2013 в 20:02

Forgive me Father for I have sinned
Короче, вот вам ссыль на эту статью, а то я нормально не объясню, что я имею в виду под угрюмостью www.nsad.ru/articles/pochemu-my-takie-zlye

Хотя сразу оговорюсь, что с тобой Зернова я абсолютно согласна, что ты написала. Это действительно особенности нашей культуры, что ты написала.

И да, с наступающим;-)